28 Апр, 2017

Символдрама в работе с детьми

Пожалуй вряд ли найдется психолог, имеющий пусть даже небольшой опыт работы с людьми, и ни разу не столкнувшийся с детскими травмами клиентов. В детском возрасте так много закладывается для будущей жизни человека, что этот вклад невозможно переоценить. Начиная с рождения, и, даже, с перинатального периода, на ребенка влияет множество факторов, которые потом сказываются на будущей личности и судьбе.

И, конечно, есть проблемы, которые начинают проявляются уже в детстве. И которые подчас нельзя откладывать, надеясь на то, что «авось само рассосется». Различные страхи, навязчивые состояния, ночное недержание мочи — в этих случаях родители часто понимают, что необходима помощь специалиста. Однако, есть менее «серьезные» с точки зрения взрослых симптомы — такие, например, как отсутствие концентрации, неуверенность, проблемы в общении с другими детьми, вспышки агрессивности и т.д. И в этих случаях также может быть необходима помощь психолога или психотерапевта.

Но пока дети не подросли, не прошли определенные этапы развития, формирования личности — многие психотерапевтические подходы, так хорошо показавшие себя в работе со взрослыми людьми, им не подойдут.

Активно развивающиеся в последнее время в нашей стране различные арт-терапевтические техники расширяют возможности решения детских проблем. Сказкотерапия, песочная терапия, рисование, музыка, лепка — вот далеко не полный перечень подходов, эффективно использующихся для работы с детьми.

Символдрама — одно из направлений психотерапии, также хорошо зарекомендовавших себя в работе с маленькими клиентами. Возможности этого метода проработать неосознаваемые переживания, учитывая при этом механизмы сопротивления и защиты, дают положительный эффект в работе с разными детьми.

Суть метода символдрамы

Символдрама, или Кататимное переживание образов (КПО), или «сновидения наяву» — это все названия одного метода психотерапии, разработанного немецким психотерапевтом Ханскарлом Лёйнером в середине двадцатого века. Существенный вклад в развитие символдрамы внесли профессор Х. Хеннинг и психотерапевт П. Хорн. В России метод стал известен благодаря переводам, выполненным Я. Л. Обуховым.

Данное направление базируется на принципах глубинной психологии классического психоанализа и его современного развития — анализа бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты, переноса, контрпереноса. Большое влияние на развитие символдрамы оказала влияние теория архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также разработанный им метод активного воображения.

Основой метода символдрамы является свободное фантазирование на заданную терапевтом тему. Работа с образами позволяет сделать наглядными внутренние конфликты, бессознательные желания, защитные механизмы. С помощью представления, преобразования, изменения образов, их развития, происходит улучшения состояния клиентов, которое приводит к реальным изменениям в жизни.

Техника проведения терапии (общие положения)

На первой встрече происходит обсуждение запроса клиента с терапевтом. При работе с детьми на консультации присутствует кто-либо из родителей.

На каждом сеансе проходит предварительная беседа, на которой обсуждается состояние клиента, его рисунок (если он выполнялся дома), и любой актуальный для работы материал.

Затем клиент, сидя в удобном кресле или лежа на диване, погружается в состояние расслабления.

В ходе третьего этапа клиент представляет себе заданные терапевтом образы. Терапевт сопровождает клиента, побуждая его рассказывать обо всем, что тот видит и чувствует. Комментарии терапевта, находящегося рядом, помогают клиенту ощущать рядом искренний интерес и поддержку. Открытые вопросы о деталях и свойствах образов позволяют клиенту двигаться дальше, избегая влияния представлений терапевта.

Затем терапевт просит клиента «вернуться обратно», после чего следует небольшое обсуждение. Считается, что пока в этом состоянии — после сеанса — человек мало способен к умозаключениям, он еще захвачен образами и чувствами. Тем более, в случае терапии с детьми. Таким образом обсуждение не заходит далеко, а просто завершает процесс.

Весь курс может состоять из 8-15 сеансов, в отдельных случаях есть необходимость в большем количестве встреч — от 30 до 50. В неделю возможно планировать от 1 до 3 встреч.

Рекомендации для использования символдрамы в работе с детьми

Существуют общие (и для взрослых, и для детей) противопоказания для применения метода, среди которых:

— Низкий уровень интеллектуального развития (IQ ниже 85);
— Острые и хронические психозы;
— Церебрально-органические синдромы;
— Отсутствие мотивации.

При шизоидных и ярко выраженных навязчивых особенностях личности в работе по методу символдрамы могут возникнуть сложности.
При работе с запущенными и делинквентными детьми вопрос о применении метода решается индивидуально; также — при заикании.

Каждый раз при принятии решения о целесообразности применения символдрамы необходимо учитывать:
— уровень развития ребенка;
— динамику внутри семьи ребенка.

С детьми в возрасте до семи лет работа по этому методу проводится редко — только в тех случаях, когда терапевт может дать ребенку чувство безопасности и защищенности, при этом компенсируя недостаточно зрелую организацию Я маленького клиента и его защитных механизмов.

Наиболее целесообразным считается использование метода символдрамы с детьми от 8 до 12 лет, т.к. в этом возрасте инстинкты отходят на второй план, и психическая энергия может направляться на развитие Я и механизмов его функционирования. Активность в этом периоде направляется на достижение умений, ребенок овладевает окружающим миром, принцип реальности приобретает большее значение. Фантазия определяется динамическими действенными представлениями. Эти процессы дают возможность эффективного использования метода символдрамы.

Мотивы в символдраме

В работе по методу символдрамы клиенту предлагается определенная тема — так называемый мотив. В результате длительных экспериментов были выбраны такие мотивы, которые с точки зрения диагностики более релевантно отражают внутреннее психодинамическое состояние и при этом обладают наиболее сильным психотерапевтическим эффектом.

Для детей и подростков Х. Лёйнер предложил следующие мотивы:
1. Луг
2. Гора
3. Ручей
4. Дом
5. Встреча со значимым лицом.
6. Опушка леса.
7. Лодка.
8. Пещера.

Кроме того, существует еще три широко используемых в работе с детьми мотива:

1. Наблюдение и установление контакта с семьей животных.
2. Получение во владение надела земли.
3. Представление себя на 10 лет старше.

Для подростков дополнительно рекомендуются мотивы собственной машины или мотоцикла.

Для диагностики наиболее эффективными считаются мотивы:
— дерево;
— три дерева;
— цветок.

Иногда используются специфические мотивы, например:

— представление реальной ситуации в школе и дома;
— представление последней сцены из ночного сновидения и продолжение его развития в сновидении наяву;
— путешествие вглубь своего тела;
— представление эмоционально значимых для ребенка предметов (любимая мягкая игрушка, кукла).

Мотив «Луг»

Мотив можно вводить после теста «цветок» в качестве начала работы по методу символдрамы. А также — в начале каждого сеанса.
Мотив задается в неопределенной форме. Детали образа могут меняться от сеанса к сеансу. Текущее настроение часто представлено в погоде, а постоянный настрой клиента — во времени года.
Луг выражает бесконфликтный материнский мир. Любые нарушения образа свидетельствуют о конфликтах, кризисах.
Мотив обладает не только диагностическим, но и терапевтическим свойством — для этого клиенту предлагается сделать на лугу то, что ему хочется.

Мотив «Гора»

Мотив горы подразделяется на четыре части: рассмотреть гору издалека, подняться в гору, посмотреть с вершины на окрестности, спуститься с горы.
В описании важны форма, высота, растительность и т.д. И, конечно, эмоциональные впечатления. При подъеме отмечаются крутизна, сложность подъема; при анализе панорамы, открывающейся с вершины — широта обзора, закрытые зоны; при спуске — также детали ландшафта, эмоции.

Этот мотив особенно рекомендуется в случае проблем:

— с уверенностью в себе, закомплексованности;
— соперничества;
— достижения;
— депрессивной пассивности;
— проблем с половой идентификацией;
— при заикании.

Мотив «Ручей»

Этот мотив задают после мотива луга. Часто бывает, что ручей возникает сам собой. Клиента просят описать как сам ручей, так и настроение, связанное с образом; а также ответить на вопрос «что хочется сделать».

Глубинное психологическое значение потока воды — это выражения психического развития, потока психической и жизненной энергии.
Важно, что человек выбирает — двигаться вниз или вверх по течению. И, конечно, какие образы возникают по пути следования вдоль ручья, как изменяются поток, ландшафт и т.д.
Источник символизирует оральное материнское обеспечение, а его характер — отношения между матерью и ребенком на первом году жизни.

Мотив «Дом»

Это очень многоплановый мотив в символдраме; на работу с ним зачастую требуется много времени. Поскольку в этом мотиве может оказаться много конфликтного материала, его рекомендуют вводить в работу только с теми клиентами, способны выдержать подобную нагрузку.
Дом просят описать сначала снаружи, затем внутри.

Считается, что дом переживается как выражение личности человека, или какой-либо ее части. Структура дома отражает желания, защитные установки, страхи, семейные проблемы.
Дети обычно представляют реальный дом, поэтому этот мотив становится важным для того, чтобы понять домашнюю ситуацию ребенка.
Считается, что этот мотив зависит от текущей ситуации, в которой находится клиент.

Мотив «Встреча с особо значимым лицом»

Ребенку предлагают представить значимое для него лицо, которым может быть кто-то из родителей, бабушек или дедушек, братьев, сестер, учителей, кумиров и т.д. Образ может быть в реальном или в символическом облачении (реальный вид может вызывать сопротивление).
Место встречи, форма и способ контакта отражают разные стороны отношений со значимым лицом.

Мотив «Опушка леса»

Целью мотива опушка леса является представление образа значимого лица или символического существа, которое воплощает бессознательные страхи и проблемы.
Ребенок ожидает существо, которое выйдет из леса на опушку. Лес — символ бессознательного; но поскольку в отличие от моря или пещеры здесь нет погружения в глубину — прорабатываются не очень глубокие области, а те, которые близки к сознанию.

Если взрослым не рекомендуют входить в лес, а ожидать, когда оттуда кто-то выйдет находясь на расстоянии, то для детей, у которых этот символ более многогранен — лес может оказаться и спасающим, защищающим.

Выходящие из леса существа можно рассматривать как в контексте отношений, так и в качестве воплощения бессознательных установок, желаний. Для решения выявленных проблем, удовлетворения фрустрированных потребностей Лёйнер предложил принцип «кормления»: когда существо накормлено подходящей для него пищей, у него меняется настроение и к нему можно подойти, помириться, погладить.

Мотив «Лодка»

Ребенка просят представить лодку, которая появляется на берегу пруда или озера. Затем на этой лодке предлагают отправиться покататься.
Как и во всех мотивах, здесь важны и сами образы, и то, как разворачиваются события, и эмоциональное состояние.

Мотив «Пещера»

Пещера связана с подземным миром, это проход к глубинным слоям бессознательного. Из пещеры также выходят разные символические существа, когда за ней наблюдают со стороны.
Мотив пещеры воплощает женский генитальный аспект.
В отличие от взрослых, которым не рекомендуется заходить в пещеру, для детей (если есть желание ребенка) напротив, вход в пещеру и пребывание в ней может оказаться хорошей возможность проработки проблем сексуальной природы.

Мотив «Цветок»

Мотив «цветок» часто используется в качестве теста, после сбора данных анамнеза клиента. Благодаря данному тесту можно понять, насколько человек способен образовывать полноценные кататимные образы.
Считается, что мотив цветка подходит больше для девочек на латентной стадии, чем для мальчиков.
Клиента просят очень подробно описать как сам цветок (форма, цвет, размер, какие элементы видны; где он находится), так и эмоцию, которая с ним связана (исходит от цветка). В зависимости от ответов, можно выявить проблему — например, слишком странный образ, неподходящий цвет или состав цветка, а также несколько цветков вместо одного могут быть признаками нарушений развития личности.

Мотив «Дерево»

В этом мотиве образы предлагается анализировать как на объектном, так и на субъектном уровнях.
В первом случае образ является символом родителей ребенка, либо других значимых людей. Здесь важно, как ребенок взаимодействует с деревом (дерево его давит, или защищает и т.д.).
На субъектном уровне дерево отражает то, каким ребенок хотел бы быть. В этом образе очень важны все детали — какое именно это дерево, какие листья, что вокруг.
В процессе этой работы с деревом могут складываться отношения; возникающие образы характеризуют актуальные проблемы.

Мотив «Три дерева»

Этот мотив считается хорошим проективным тестом взаимоотношений внутри семьи ребенка. При работе с мотивом «три дерева» часто предлагается выполнить рисунок трех деревьев. После этого деревья сравниваются с членами семьи. В случае выявления конфликта психолог Эдда Клессманн  предлагает снова представить деревья, и в процессе работы по методу символдрамы установить с ними отношения. Часто ребенок сам находит возможность разрешения либо преодоления конфликта.

Мотив «Семья животных»

При использовании этого мотива предлагается понаблюдать за семейством животных. Появляющиеся образы отражают происходящее в реальной семье ребенка. Зачастую этот мотив возникает у ребенка спонтанно, т.к. ребенок очень сильно связан с семьей, в отличие от взрослого. Кроме того, у детей еще не до конца сформировано Я, которое могло бы в образах противостоять значимым взрослым, братьям и сестрам.

Мотив «семья животных» дается на первых сеансах, в то время как следующие два мотива — получение во владение надела земли и представление себя на десять лет старше — предлагается использовать уже на более поздних этапах работы.

Мотив «Получение во владение надела земли»

У детей в латентном возрасте с помощью этого мотива хорошо иллюстрируются проблемы завладения и освоения, а также отделение собственного Я от других людей.

Мотив получение во владения надела земли способствует позитивному становлению функций зрелого Я.

Мотив «Представление себя на 10 лет старше»

В этом случае речь идет об ожиданиях о будущем, поэтому считается, что этот мотив имеет воспитательный аспект.

Рекомендации по использованию мотивов в работе с детьми

В работе с детьми по методу символдрамы рекомендуется использовать определенные мотивы в соответствии с той или иной проблемой.

Для работы с текущим настроением и актуальными конфликтами ребенка целесообразно использовать мотивы луга, любого ландшафта, «фигуры» в облаках.

Для проблем оральной тематики рекомендуются мотивы луга, ручья, коровы и кухни в доме.

В случае анально-агрессивной тематики — мотивы отверстия на болоте и вулкана.

Для орально-агрессивной темы — мотив льва.

Мотивы следования вдоль ручья, путешествия на поезде, корабле; на лошади верхом; в самолете или на ковре-самолете; в образе птицы — рекомендуются в работе по теме экспансивного раскрытия и развития.

Мотив горы используется в случае эдипальной тематики, а подъема в гору и осмотра окрестностей с вершины — для тем достижения, конкуренции.

Для оценки собственной личности ребенка:
— в плане готовности к общению, социальным контактам; общего фона настроения и раскрытия генетического аспекта — мотив дома, который необходимо исследовать изнутри;
— в случае вытесненных инстинктов и тенденций в поведении — мотивы существа, появившегося из леса, из пещеры, из отверстия на болоте, моря;
— чтобы оценить способность чему-то отдаться полностью — мотивы ручья (вниз по течению), лодки без весел, купания в воде.

В проблематике идентичности и идеала «Я» используют выбор имени и представление этого человека (того же пола).

Для работы с отношениями с эмоционально значимым человеком подходят все ландшафтные мотивы; мотив семьи животных, а также символические существа, выходящие, возникающие откуда-то. Кроме того, используется представление драматичных моментов из детства.

Для сексуальной и эдипальной темы подходят мотивы: спальни в доме, окна на болоте, куста розы, плодового дерева, поездке на попутке, похода на пляж, дискотеку, баню.
В случае представления либидинозного заполнения органов тела при психогенных и психосоматических заболеваниях рассматривают внутренности через прозрачную оболочку тела, или «проникают» внутрь для их обследования.

В целом же, метод символдрамы наилучшим образом зарекомендовал себя в работе с фобиями детей, навязчивыми состояниями.

Получены хорошие результаты в работе с психовегетативными нарушениями, психосоматическими расстройствами, проблемой энуреза, заиканием, различных нарушений питания; в случае нарушений, обусловленных невротическим развитием личности, а также при закомплексованности и проблем с учебой (отсутствие концентрации, низкая успеваемость).