28 Апр, 2017

Признаки и механизмы игры. Организация игры в тренинге

Кто из нас не знает, что такое игра? Игра — это всегда что-то новое (даже если правила известны — результат непредсказуем); это занятие, за которым не замечаешь, как летит время; это необычайные возможности, и  еще многое-многое другое.

С самого раннего детства и — если мы не подавили окончательно своего внутреннего ребенка — то и до преклонных лет, игра привлекает, манит, завораживает.

Недаром с древних времен исследователи, философы, поэты воспевают игру  — ее глубокое значение, тайну, смысл.

С одной стороны игра — это очень естественно для человека. А с другой — она обладает множеством функций, в том числе, развивающей, обучающей, коррекционной, что с успехом позволяет использовать ее в тренинговой деятельности.

%d0%b8%d0%b3%d1%80%d1%8b-%d0%b2-%d1%82%d1%80%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%bd%d0%b3%d0%b5Уже давно не только психологи, тренеры, коучи, но и многие другие специалисты, представители самых разных профессий,  перестали относиться к игре, как к чему-то несерьезному, легкомысленному. Игровые техники в настоящее время широко используются в тренингах на абсолютное разные темы: от психологических (решающих различные задачи), до бизнес-тренингов. Некоторые специалисты  даже считают, что в хорошем эффективном тренинге игра должна занимать не менее 80 % тренингового времени.

И действительно — трудно представить себе полноценный тренинг без применения игровых техник; причем для любого этапа тренинга можно подобрать множество разных упражнений. А также и для разных возрастных групп, под разные цели, задачи и т.п.

Игра, ее признаки, особенности и механизмы

Как следует из большого психологического словаря, игра — это один из видов активности человека. Игра является одним из важнейших источников развития сознания и особой формой моделирования отношений. Культура человеческого общества не может существовать без определенного игрового содержания.

Хотя значимость игры известна человечеству со времен Аристотеля, в умах людей долгое время существовало представление об этом времяпрепровождении, как исключительно о развлечении, забаве. Научные теории игры начали появляться лишь в конце девятнадцатого века; и сама игра получила «статус» серьезного занятия. Представители разных подходов рассматривали игру с различных позиций: физиологических, биогенетических, социальных, биопсихологических, социологических, психотерапевтических, культурологических; теорий, соединивших несколько подходов и др.

Для проведения игры необходимы:

— Игровой контекст, состоящий из: игровой зоны — реальной или психологической; времени; пространства.

— Правила игры.

Признаки игры

К признакам игры специалисты относят:

— Признак ограниченности (это касается пространства и времени, которые имеют определенные рамки).

— Признак эстетичности. Здесь имеет значение культурная составляющая игры.

— Признак добровольности.

— Признак неординарности. Это и необычность побыть каким-то иным  существом, и тайна, и фантастичность и другие возможности, недоступные в реальной жизни.

— Признак включенности. Включаясь в игру, человек может расслабиться или мобилизоваться; разрядиться, сфокусироваться и т.д.

Одной из особенностей игры является дух творчества. А то магическое чувство, которое возникает во время игры и объединяет ее участников, сохраняется затем и по прошествии времени. Противоречивое единство необходимости и свободы, которое возникает вследствие необходимости соблюдать правила с одной стороны, и возможности импровизаций  — с другой, является еще одной важной особенностью игры.

Внутренние механизмы игры

С точки зрения внутренних механизмов игры, авторы предлагают рассматривать игру как айсберг, в котором только видимый слой, одна десятая часть — это то, что могут наблюдать все участники: кто играет, как, насколько вовлечены и т.д.

Следующий слой, уже скрытый «под водой» — это физиологический пласт. Здесь речь идет о физиологии, как понятно из названия, т.е. о том, какое влияние оказывает игра на физиологические процессы в организме человека.

Третий пласт — психологический. Влияние игры на психику играющего — на его эмоциональное состояние, мышление, внимание, воображение, чувства, память и т.д.

Далее выделяется пласт, связанный с обучением играющего — обучающий.

И, наконец, самый «глубоко расположенный» пласт — это личностный. Его меньше всего видно, а результат игрового взаимодействия на этом уровне проявляется только по прошествии какого-то времени после тренинга.

Таким образом, в работе с группой при использовании игры тренеру необходимо учитывать все глубинные механизмы, чтобы работа оказалась эффективной.

Особенности игры в тренинговой деятельности

Игра в тренинге отличается как от других видов игры, так и от упражнений. Основные отличия игр в тренингах, это:

— Игра в тренинге не является первоочередным методом, так как основное — это сам тренинг. Поэтому не рекомендуется проводить во время тренинга полноценные игры (деловые, организационные, сюжетно-ролевые и т.п.), а использовать их сжатый вариант.

— Время проведения игры сильно ограничено по той же самой причине — решения прикладных задач.

— В игре есть результат, так как ее направленность — решение конкретных задач (психологических, обучающих и т.д.).

— Тренинг проводится в группе, поэтому игра в тренинге — групповой процесс; в эту игру не играют в одиночку (либо, если участник только один —  она не решает в полной мере поставленной задачи).

— В тренинге обязательно есть ведущий игры — тренер, который является организатором и очень часто занимает активную позицию.

В отличие от упражнений, которые выполняются в реальном контексте, игра подразумевает метафору.

 

Организация игры в тренинге

Для того, чтобы организовать эффективную игру в тренинге, следует учитывать несколько правил:

— Необходимо заранее продумать то, какова логика построения игры. Как правило, логика игры либо соответствует логике тренинга, либо игра согласуется с динамикой группы.

— Тренер должен иметь в своем арсенале много различных игр, которые можно использовать в зависимости от ситуации (динамики, результатов предыдущих упражнений и обсуждений и т.д.).

— Необходимо придерживаться определенной структуры.

Структура игры

Структура игры подразумевает несколько этапов:

  1. Настрой. Это может быть как эмоциональный, физический, так и интеллектуальный, мотивирующий настрой, в зависимости от состава участников, целей и т.д. Для проведения настроя используют как прямое заявление цели, так и метафора, легенда, а также призыв к действию.
  2. Инструкция. Ее необходимо иметь в разных вариантах и уметь гибко адаптировать под текущую ситуацию, но так, чтобы при этом сохранялась суть самой игры. При подготовки инструкции обязательно учитывается то, кому игра адресована — так как, одна и та же игра может проводиться в совершенно разных группах людей. Инструкция не должна быть сухим перечислением пунктов, ее задача, в том числе — вовлечь участников эмоционально в процесс игры.
  3. Ход игры, коррекция ходов. На этом этапе иногда возникает необходимость расставить акценты, для того, чтобы играющие понимали как сами правила, так и то, как их придерживаться, какие могут быть спорные моменты и что в таких случаях можно предпринять.
  4. Точка игры. Здесь имеется в виду момент, дающий ответ на вопрос каждого участника «для чего мы играли». Это точка не только в эмоциональном настрое, но и в логике игры.
  5. Анализ. Этот этап отличает тренинговую игру от любой другой игры, поскольку рефлексия, осмысление — необходимая часть любого психологического тренинга.

Принципы игрового взаимодействия

Для того, чтобы игровое взаимодействие было результативным, необходимо соблюдать следующие принципы:

— Принцип ситуативности. Подразумевает умение быстро реагировать на то, что происходит в конкретный момент в реальной ситуации.

— Принцип вариативности. Умение использовать разные варианты любой игры; достигать разных целей с помощью одной и той же игры.

— Принцип личностной адаптивности. Для играющего должна быть возможность быть открытым в игре, оставаться самим собой.

— Принцип целесообразности. Подразумевает, что игра не просто приятное времяпровождение, но и средство достижения целей — развития, формирования навыков и т.д.

Критерии успешного игрового взаимодействия

Существуют следующие критерии, по которым определяется успешность игрового взаимодействия:

  1. Высокая эмоциональность. Задача тренера — самому быть эмоционально включенным и поддерживать эмоциональность в группе.
  2. Игровая ситуация «Мы». Объединение игроков, переживание чувства сопричастности — что, в том числе, дает возможность создавать атмосферу безопасности и возможность проявлять себя каждому участнику.
  3. Контакт глаз. Способствует установлению более тесного контакта участников игры между собой.
  4. Интрига игры. Элементы таинственности увеличивают мотивацию, интерес к игре.
  5. Скорость речи соответствует скорости чтения. Такой темп речи считается наиболее привычным для большинства людей и подходит для наилучшего понимания участниками условий игры.
  6. Открытая поза (не скрещивать руки, ноги; живая мимика).
  7. Высокая степень мобилизации, или адекватная готовность к действиям (взаимодействию участников).
  8. «Легкий вес» — спокойное рабочее состояние плюс немного подвижности и азарта. Дает возможность легко играть не прикладывая усилий.
  9. Пристройка «на равных». Отношение к другим участникам игры, как к равным.
  10. Четкость инструкции.
  11. Высокая динамика. Постоянная включенность, готовность действовать участников игрового взаимодействия.
  12. Соответствие игры пространству. Игра должна проводиться в таком месте, которое адекватно данной конкретной игре.
  13. Соответствие текста мимике и жестам. Необходимо быть искренним, в таком случае данный критерий будет соблюдаться.
  14. Доведение игры до логического конца. Необходимо довести взаимодействие до того момента, чтобы все участники поняли — игра закончилась. Это создает ощущение целостности игры и впечатлений от нее.
  15. Установка на действие. Необходима для повышения мотивации, готовности к действиям.
  16. Инструменты (предметы, используемые во время игры, например — карандаши, мелки, игрушки, журналы и т.д.)
  17. Адекватность месту, времени, ситуации, возрасту. Учитывается время дня, продолжительность игры, возраст участников.

 

Классификация игр

Существует несколько классификаций тренинговых игр.

По одной из них [Леванова Е.А., Соболева А.Н., Плешаков В.А., Телегина И.О., Волошина А.Г. и др. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия] все игры для тренингов делятся на две основные группы: психогимнастика и целевые игры.

Игры, которые способствуют развитию тренинговой группы, но при этом не связанные напрямую с темой тренинга, относят к психогимнастике. Например, это игры-знакомства, игры на внимание, на регуляцию эмоционального состояния, на группообразование, на создание доверия и т.д.

Целевые игры напрямую связаны с целью тренинга. Среди них выделяют:

— мотивирующие;

— направленные на осознание сути задачи, проблемы;

— на развитие навыков, умений;

— на интеграцию опыта, полученного во время тренинга.

Еще одна классификация [Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга] содержит шесть групп игровых методов:

  1. Ситуационно-ролевые игры.
  2. Дидактические игры.
  3. Творческие игры.
  4. Организационно-деятельностные игры.
  5. Деловые игры.
  6. Имитационные игры.

Тот же автор, адресуя книгу тренерам, предлагает им иметь в своем арсенале следующие виды психологических игр для работы с тренинговой группой:

— Разогревающие игры и психотехники;

— Игры, ориентированные на получение обратной связи;

— Игры социально-перцептивной направленности;

— Коммуникативные игры.

 

Примеры групповых игр

  • Разогревающие игры, игры на знакомство: Надувная кукла. Чемпионат борьбы на пальцах. Коллективный счет. Выбор траектории. Любое число. Алфавит. Краш-бум-банг. Коридор. Пингвинчики. Арифметика. Бинго.  Снежный ком.
  • Игры на повышение концентрации внимания: Арифмометр. «Да» и «Нет» не говорите. Запрещенное движение. Контакт. Нос — пол — потолок. Ритм хлопками. Рыбы, птицы, звери. Тайная строка.
  • Игры на получение обратной связи: Первая проба на роль. Мой портрет глазами группы. Молчащее и говорящее зеркало. Стул откровений. Рекламный ролик. Ответы за другого.
  • Игры социально-перцептивной направленности: Зубы дареного коня. Личный герб. Шахматы. Я знаю, что тебе приснилось.
  • Коммуникативные игры: Катастрофа. Альтернатива. Ищу друга. Гирлянда. Говорящие скульптуры. Испорченный телефон. Морская фигура. Паутинка. Пчелы и змеи.
  • Регуляция эмоционального и психофизического состояния: Карлики-великаны. Луноход. Курочка. Палата №6. Регулировщик. Хор Московского зоопарка. Шляпа.
  • Игры на снятие агрессии: Волки-волки. Гипнотизер. Моя бразильская бабушка. Школа огородных пугал.
  • Мотивирующие игры: Черный ящик. Сценарий фильма. Мы ищем таланты.
  • Игры на осознавание сути задачи: Фокус с цветами. Текст с подтекстом. Точка на стене.
  • Игры, развивающие конкретные умения: для развития креативности — Удивительный аукцион. Вокруг света за четыре поговорки. Для тренингов по целеполаганию и планированию — Прорвись к своей цели. Линия жизни. 

Важно помнить, что какую бы мы не выбрали игру для тренинга, она всегда должна соответствовать задаче, цели; а также — правилам.

В настоящее время в тренинговой деятельности широко используются техники групповых игр, и, скорее всего, такая тенденция будет продолжаться, а количество новых игр — только увеличиваться. Игра не только открывает доступ человеку в его детство, но  и отлично помогает снять усталость, повысить работоспособность, избавиться от напряжения (даже длительного стресса). Помимо повышения творческого потенциала, гибкости, возможности воспринимать информацию проще  и при этом эффективней, она также дает возможность выйти из рамок привычных ролей, открывая  при этом новые горизонты, возможности для саморазвития.