13 Авг, 2016

Как самому решить свою проблему?

Решаем задачу/проблему с помощью пирамиды логических уровней Роберта Дилтса
пирамида Дилтса

  • Проговорите или запишите — в чем заключается Ваша проблема.
  • Посмотрите на рисунок и определите — на каком уровне пирамиды находится проблема (например : старые обои в квартире — окружение;  опаздываю на работу — уровень поведения; не верю, что могу много заработать — уровень убеждений).
  • Ответьте по возможности наиболее полно/подробно на вопросы этого уровня.
  • Переместитесь на уровень выше и ответьте на вопросы следующего уровня  (имя в виду все ту же проблему).

Нет необходимости подниматься до самого высокого уровня пирамиды: посмотрите, может быть на одном из следующих уровней Ваша проблема уже имеет решение — то есть Вы пришли к пониманию причины проблемы и знаете, как изменить ситуацию.

  • Когда/если  Вы дошли до вершины пирамиды, сформулируйте свою миссию/роль простыми словами, понятными даже ребенку.
  • Что бы Вы могли добавить к своей миссии? Исходя из  вопросов: для чего большего, в чем смысл -в том числе для других — семьи, людей, планеты, Вселенной?
  • И тогда, осознавая свою миссию, спускаемся по уровням, вновь задавая  себе вопросы каждого уровня, до самого нижнего.
  • По окончании желательно написать план действий.

Более эффективно получается, если расположить на полу бумажки, символизирующие каждый уровень, и шагать по ним — «находиться» на каждом уровне и отвечать на соответствующие вопросы.
Либо можно разложить бумажки на столе и «ходить» по ним рукой.

1 часть — Вопросы (движемся по пирамиде снизу-вверх):

  1. Уровень контекста/окружения: где? что? с кем? когда? у кого? что меня окружает?
  2. Уровень действий/поведения:  что делаю?
  3. Уровень способностей, навыков: что я умею? как делаю?
  4. Уровень ценностей/ убеждений: что в этой ситуации важно? зачем/почему?
  5. Уровень идентичности: кто я? какую я играю роль?
  6. Уровень миссии: какова моя миссия в этом? Какова моя миссия на самом деле в этом контексте, могу ли я что-то добавить/изменить — с точки зрения чего-то большего (семьи, планеты, Вселенной, Творца…)?

2 часть — Вопросы (движемся сверху-вниз):

  1. И,  когда у меня такая миссия — то кто я тогда?
  2. И, когда я …, то какие у меня ценности и убеждения?
  3. И, когда у меня такие ценности, то какие у меня есть способности?
  4. И, имея эти способности, что я тогда делаю?
  5. И, когда я это делаю — что/кто меня окружает?